Хабаровская художница делает картины из рыбьей кожи (фото)

24 марта 11:27

Сейчас кожа рыб в быту коренных народов практически не используется. Член Союза художников России Елена Киле нашла ей применение в своих картинах. Она рассказала о том, почему жителей Приамурья называли "рыбьекожими" и какая краска получается из кетовой икры.

Елена создает картины из рыбьей кожи, технологию выделки которой народы Приамурья применяли с давних пор. Богатые рыбой воды Амура круглый год кормили населявших его берега людей: рыбу впрок заготавливали на зиму, а кожу использовали для изготовления праздничных и повседневных халатов, рукавиц, накидок, сумок, теплой обуви и парусов. Такая традиция была распространена среди нанайцев, ульчей, нивхов, удэгейцев и других народов. Неслучайно в китайских летописях народы Приамурья называли "юй-питадзе" — рыбьекожие иноземцы, или одевающиеся в шкуры рыбы.

Несмотря на кажущуюся непрочность, кожа после выделки становится крепкой, не промокает и хорошо держит тепло. Сделанные из нее вещи при бережном обращении служат долгие годы — например, расписные свадебные одежды поколениями передавались от матери к дочери. С развитием промышленных тканей искусство обработки рыбьей кожи и применение ее в быту ушли в прошлое, возродившись уже как экзотичное ремесло. Мастера делают из рыбьей кожи женские сумки — клатчи, кошельки, ремни, обувь, используют при изготовлении украшений и декора для интерьера. Елена Киле применила традицию в своих картинах.

Бабушка делала обувь из кожи кеты, набивала ее длинной, тонкой и упругой травой наокта, после вкладывала внутрь ватные носочки, а сверху перетягивала шнурками. В такой обуви, которую называют олочи​, — легкой и прочной — ноги не замерзали даже в морозы. В олочах еще девочкой бегала и сама Киле.

Достался Елене Александровне и сделанный бабушкой нарядный халат. Он украшен и вышивкой, и узорами, нанесенными натуральными красками. Так, для получения черных и темно-коричневых оттенков сажу смешивали с растолченной щучьей или кетовой икрой, а для голубых и темно-синих использовали лепестки лазорника. В детстве шустрая и непоседливая девочка замирала, видя бабушку за работой. "Многому училась, просто наблюдая, чему-то — когда помогала", — вспоминает она.

Картины художницы хранятся в частных коллекциях в России и за рубежом, в коллекциях музеев и галерей, в том числе в Германии, Канаде, Китае, США и Японии. В Канаду художница возила около 50 своих работ — выкупили все до единой.

В 1998 году Елену Александровну приняли в Союз художников России, и тогда же она стала членом Международного объединения художников ЮНЕСКО. Она не оставляет работу и постоянно пробует новые техники — несколько лет назад решила заняться выделкой рыбьей кожи.

Процесс выделки рыбьей кожи трудоемкий и занимает много времени — на обработку кожи одной рыбы уходит больше 15 часов. Пойманную рыбу потрошат и несколько часов сушат на воздухе, затем с нее специальным ножом снимают кожу. Ее скоблят, чтобы очистить от мяса и жира, обезжиривают с помощью средства для мытья посуды, заменившего более традиционные опилки и глину, а затем растягивают на деревянных досках для просушки. Затем высушенную кожу начинают обрабатывать в кожемялке, постоянно переворачивая.

"Если нужна светлая гладкая кожа, то чешуя снимается вместе с ворсом, если темная — ворс оставляют. Рыбья кожа дает богатую цветовую палитру. Так, кожа сазана после выделки на морозе становится белой — ее использовали для свадебных и других нарядных одеяний. Правда, сазана сложнее обрабатывать, поскольку он очень жирный. Кожа сома — почти черная, бывает золотистой, есть с пятнами, у кеты — серебристая, со временем она становится красноватой. Интересная кожа у змееголова — очень похожа на змеиную", — отмечает художница. Рыбу для своих картин она ловит сама, интересные экземпляры приносят и родственники.

Из готовой кожи Елена делает аппликации — национальные костюмы для мифических персонажей, оперение птиц. Тонкие полоски ложатся в основу узоров, украшают волосы, как на одном из панно, где изображены покровительница материнства Лунге и более могущественная богиня-мать Нянгня. Кожу художница оставляет в исходном цвете, показывая богатство природных красок, лишь изредка оттеняя ее акрилом. Как, например, на одном из панно, где изображен сюжет нанайской сказки о вороне и карасе — кончики крыльев ворона отливают голубым цветом.

Заготовки из кожи мастер наносит на тканевую основу, украшая работу узорами из бересты. На изготовление одной такой картины уходит до 30 дней, а стоит работа от 40 до 100 тыс. рублей.

"Трансформация народного знания в искусство важна для сохранения традиций коренных народов Дальнего Востока. В этом вижу я свое призвание", — подчеркивает Елена Александровна. Художница намерена и дальше экспериментировать с природными материалами, а еще издать книгу "У истоков ремесла", которая объединит научные работы Киле по нанайским народным ремеслам.

фото: © Евгения Пустовит/ТАСС

Источник: ТАСС
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>